•      Titoff.ru official      •       Новости Новосибирск Сибирь Криминал Происшествия Спорт Культура Экономика Омск Томск Красноярск Барнаул Горно-Алтайск Кемерово Иркутск
Главная | Новости Сибири | Поиск | Обновить | Письмо

>  Все новости
>  Политика
>  Экономика
>  Происшествия
>  Культура
>  Спорт

   
 п  в  с  ч  п  с  в 
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
2930     














Яндекс цитирования



Партнеры:

Rambler's Top100













Наша кнопка:


Новости : Культура

4 сентября 2002 года  11:42 НСК

Кто бывал в экспедиции...

С 9 по 20 августа в Кемеровской области прошла туристско-краеведческая экспедиция, посвященная 60-летию области, в которой приняли участие в основном журналисты Кузбасса.

О самой экспедиции чуть ниже, а сейчас несколько слов о ее организаторах.
Придумали такой проект трое парней из Новокузнецка: Андрей Ващенко, кандидат географических наук, доцент новокузнецкого государственного педагогического института; Павел Смагин, заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО “СтальКМК”; Виталий Осипов, старший инструктор пешеходного туризма Кемеровской области. Осуществляют они его уже четвертый год, причем каждый раз маршруты прокладываются в разных местах – на Алтае, в Хакасии, теперь вот — в Кемеровской области.
Но придумать – это еще не значит воплотить в жизнь. А этим организаторам (и руководителям нашей туристско-краеведческой экспедиции) каждый год удается доводить все до конца. Не без помощи, конечно, сторонних предприятий и организаций. Нынешняя экспедиция, посвященная, как уже говорилось, 60-летию Кемеровской области, проходила под патронажем главы администрации области Амана Тулеева, при поддержке ООО “ЕвразХолдинг”, ОАО “КМК”, Западно-Сибирского металлургического комбината, ИД “Провинция” и департамента молодежной политики и спорта кемеровской обладминистрации.

За 12 дней наша группа в составе 30 человек проехала всю область с юга на север, останавливаясь в самых интересных местах.
Стартовали мы от Кузнецкой крепости г. Новокузнецка. Оттуда отправились к Липовому острову и на Катунские утесы, что в Горной Шории. Всю экспедицию с нами был профессор Новокузнецкого государственного педагогического института кафедры экономической географии, академик московской академии туризма, Сергей Дмитриевич Тивяков. Благодаря его энциклопедическим познаниям в каждом новом месте мы узнавали массу интересных вещей. Про Липовый остров Сергей Дмитриевич поведал нам, что там, помимо других деревьев, растет уникальный манчжурский орех, посаженный здесь когда-то лесничим Кузедеевского совхоза. Прижилось 17 деревьев, и все они плодоносят — плоды мы видели собственными глазами.
Горная Шория — край во всех отношениях удивительный. Новосибирцы хорошо знают здешнюю турбазу “Медвежонок”, расположенную у горы, которую зимой осваивают любители горных лыж. Знают многие наши земляки и гору Зеленую, у подножия которой раскинулся поселок Шерегеш. В прошлом году здесь была установлена канатно-кресельная дорога. На ней целых 20 минут мы поднимались к самой вершине Зеленой, находящейся на высоте 1200 метров над уровнем моря. Потрясающая панорама открывалась перед глазами — вершины сопок, подернутые голубой дымкой, синяя сверкающая на солнце чашка озера, игрушечные домики, виднеющиеся где-то далеко внизу, и на некоторых участках подъема — бездна под ногами.
С вершины нам открылся удивительный вид на гору Мустаг, с гранитными останцами и воздвигнутым православным крестом, символизирующим русское присутствие. “Это явление не совсем верное, — пояснил профессор, — шорцы — шаманисты, а это совсем другая вера, нежели православная, а Мустаг — священная гора, требующая жертвоприношений. Поэтому негоже было со своим уставом в чужой монастырь”.
Зимой к кресту на ротраках поднимаются туристы. Летом местные жители, устроившись на кресельных подъемниках, отправляются за черникой, которой здесь видимо-невидимо.
Сегодня это одно из самых доступных мест. Сюда, помимо новосибирцев, едут омичи, прибалты, питерцы…У горы Зеленой быстрыми темпами идет строительство частных гостиниц. Наверху построен ресторан “Поднебесный”, где можно перекусить, выпить кофе в самом помещении или на открытой площадке.
Следующим пунктом нашего путешествия был Музей этнографии и природы Горной Шории в городе Таштаголе. Открылся он недавно — в 1995 году.
Я давно заметила, что у большинства жителей больших городов отношение к музеям зачастую снисходительно-пренебрежительное. Причем, срабатывает принцип “я не видел, но знаю, что это не интересно”. Так вот, для скептиков, которые вдруг окажутся в Таштаголе, музей Горной Шории — явление уникальное. Впрочем, это же можно сказать и обо всех остальных музеях, которые нам довелось увидеть, проезжая по Кемеровской области. В шорском представлены экспонаты, посвященные духовной и материальной культуре местного населения. Здесь можно увидеть шорскую юрту конца 19 века с глинобитной печью, маленькой мельницей, оберегом — медвежьей лапой, подвешенной над входом. Чучела зверей и птиц, обитающих в этих краях. Сценки из жизни аборигенов.
В музее собраны также шикарные старообрядческие экспонаты (в Шории есть несколько старообрядческих деревень), в том числе и предметы из семьи Лыковых.
В зале духовной культуры размещены уникальные образцы, дающие представление о жизни и верованиях предков шорцев. А верили шорцы в то, что у всех предметов есть душа и на этой земле человеку помогают жить духи. Они бывают в разных обличьях — в виде шкурки колонка, берестяной маски или других предметов.
Отношения с духами у шорцев строились самые серьезные. Бывало, что духи “уставали” и больше не могли давать семье благополучие. Тогда их начинали “подкармливать”. Вначале это делала “старшая женщина”, а затем, если все оставалось без изменений, приглашался сильный шаман, кам — тот, кто общался с духами (отсюда камлание). Он тоже “кормил” духов, затем сажал их на плотик и отправлял в мир предков. А потом, вместо отправленных на покой, изготавливались новые.
В обрядах шорцев, что тоже очень наглядно представлено в этом музее, существовало три основных этапа в жизни человека — рождение, свадьба, смерть. В сознании людей существовало верховное божество — Ульгений и владелец подземного мира — Эрлик. Чтобы умершие могли быть ближе к верховному божеству, их хоронили на деревьях — поднимали к небу.
Для жизни шорцы все получали из тайги, но брали только необходимое, поэтому и находились в гармонии с природой. Шорцы, жившие по реке Мрассу, обычно приглашали с собой в тайгу сказителя — кайчи, который днем готовил пищу, а вечером в балагане пел сказки не столько для слушателей, сколько для того, чтобы умилостивить духов-покровителей охоты.
Одним из сильных впечатлений, которые я вынесла из этой экспедиции, было посещение села Томское. Оно только называется Томским, но находится не в Томской области, а в Кемеровской. Богом и людьми забытый уголок! Добирались мы до него на “вахтовке” — машине “Урал”, повышенной проходимости, с тремя ведущими мостами. 24 километра наша группа смогла преодолеть лишь за пять часов — бездорожье жуткое! Живет здесь сейчас всего 12 человек — три семьи. Электричество отсутствует с
1967 года, и люди освещают свои дома керосиновыми лампами. Но мы приехали в Томское не из-за этой экзотики. Есть хозяйства и с лампами люминесцентными. Когда-то на том самом месте стоял первый в Кузбассе железоделательный завод, где с 1771 по 1864 год работали крепостные, которые создавали изделия, по своему качеству не уступавшие европейским. Делали здесь рельсы для конной тяги, лопаты для сельского хозяйства, булатную сталь. В 1806 году образцы местной стали получили в Лондоне диплом международной выставки. В те годы в Томском хорошо был развит кузнечный промысел, работали здесь также шорники, бондари. Был даже свой каретных дел мастер. В пещерах, что находятся на скальном выступе утеса, находили руду бурого угля. После отмены крепостного права железоделательный завод был закрыт. Но жизнь в поселке все равно продолжалась. Окончательно иссякла она в 90-е годы 20 века. А когда-то здесь проживало более 5 тысяч человек. Теперь от завода остались лишь сваи в реке Томь-Чумыш. Удивительно, но ни таблички, ни иного обозначения о том, что здесь когда-то находился первый металлургический завод в Кузбассе, — нет.
Наша экспедиция продолжалась. Проклиная все на свете, в машине с задраенными люками, умирая от жары, мы выбрались наконец-то из Томского и с радостью очутились на берегу реки, где на эту ночь был разбит наш палаточный лагерь. Казалось, что сил уже не осталось ни на что. Но, умывшись речной водой, поужинав у костра, мы поняли, что еще можем петь наши любимые песни и разглядывать фантастически красивое ночное небо, по которому одна за другой скатывались яркие звезды — августовский звездопад был в разгаре.
Чем дальше продвигались мы на север Кемеровской области, тем больше поражала она своей растерянностью и неприспособленностью к новым условиям жизни. Западные предприниматели уже давно бы прибрали к рукам и продавали туристам те красоты, которые там существуют, чтобы, приобщая людей к культуре своей страны, своего края, в то же время зарабатывать на этом деньги.
Впрочем, недоумение начало возникать уже при посещении “Томской писаницы”, расположенной в самой южной части Кемеровской области. Писаница на Томи — это первый в России комплексный музей под открытым небом. В него входят 9 музеев, среди которых — древнее святилище, музей наскального искусства, славянский мифологический лес, музей “Время и календари”, археодром и другие. Основан комплекс был в 1988 году, а открыт в 1995. Через 10 лет после своего открытия музей “Томская писаница” стал победителем в конкурсе “Музеи года России”. Расположен он на берегу Томи, в лесопарковой зоне на площади в 140 га, из которых пока освоена лишь одна третья часть. Главный специалист музея, академик Российской академии естественных наук, профессор, доктор исторических наук, соратник профессора Окладникова Анатолий Иванович Мартынов с огромной любовью и болью рассказывал нам об этом своем детинце, единственном в России заповеднике такого плана.
Идеей создания музея под открытым небом было соединение природы, истории и культуры.
Один из музеев комплекса, где четко прослеживается связь с космосом, природой, глобальными событиями в жизни человечества, — “Время и календари” — был открыт на средства гранта Института “Открытое общество” (фонда Сороса). Календари самых разных времен и народов представлены здесь, на свободном пространстве — греческие, скандинавские; римские на каменных досках; якутские на деревянных, с 365 отверстиями — каждое утро нужно было не забыть вставить лучину в определенное отверстие, соответствующее наступившему дню; зодиакальный египетский, календарь-бревно сибирских народов и прочие. Центральным экспонатом этого музея явилась Стена времени, отражающая путь всего человечества.
Единство времени и пространства собрано и в петроглифах Томских писаниц. “25 тысяч лет назад, а может и того раньше у томских скал появились первые обитатели Сибири — люди древнекаменного века, охотники на мамонтов и сибирских носорогов, — рассказывал Анатолий Иванович Мартынов. — Их потомки — люди конца каменного века и эпохи бронзы — оставили на скалах замечательные произведения своего творчества, своеобразный окаменелый эпос, застывшие на тысячелетия в рисунках сказания из своей жизни.”.
Но уникальны не только эти скалы, на которых начертаны животные, охотники, антропоморфные существа. Каждый музей, составляющий комплекс “Томской писаницы”, нечто уникальное. “Сейчас, рассказал нам Мартынов, — мы предложили проект еще одного музея — “Русское сибирское село” на базе деревни Писаная. В Кузбассе практически не осталось сельской культуры. И мы бы хотели представить “Русское сибирское село” в виде живого музея, с ремеслами, заезжим двором. На это наше предложение, как ни странно, откликнулся только президент и больше никто, и в прошлом году мы получили президентский грант (всего на Сибирь было два гранта). Денег, конечно, немного, но зато престижно. Однако никто не встрепенулся! Ни одна турфирма, ни один предприниматель не пошевелился! А ведь постройте гостиничный комплекс номеров на тридцать, создайте инфраструктуру, и зарабатывайте деньги. Все остальное для этого уже есть — возите туристов да показывайте нашу писаницу, в которую уже столько вложено”.
По большому счету музей этот существует сегодня только благодаря энтузиазму и самопожертвованию академика Мартынова. Кстати, если бы в 1988 году коллектив единомышленников не решился создать этот комплекс, и сейчас на этом месте было бы дикое пространство.
“Конечная цель моей жизни, — сказал Анатолий Иванович, — сделать из “Томской писаницы” туристический объект. Сколько людей сможет тогда познакомиться с историей нашего края, приобщиться к традиционной сибирской культуре!”.
Одну из остановок наша экспедиция сделала в селе Ишим — еще одном исторически замечательном местечке Кемеровской области. Мы увидели здесь стены церкви, которые помнят Радищева, протопопа Аввакума, Чернышевского… По большим праздникам приходили в церковь жители ближайших сел, проделывая зачастую большие расстояния, по времени занимавшие 1-2 дня пути.
В свое время Александр Радищев совершил в этой церкви, от которой теперь остались лишь развалины, молебен за победу русских войск в Крымской войне и поставил свечу за упокой своей жены. Московский тракт, где стоит село, был главной сибирской дорогой, которую не могли миновать ни ссыльные декабристы, ни народовольцы.
На том же Сибирском тракте, построенном на костях каторжников, расположено село Колыон, по данным Томского архива, возникшее в 1760 году. Когда-то оно было очень большим и богатым, здесь работало 10 магазинов и два раза в год проводились крупные ярмарки. С тех самых пор и остались в этих местах купеческие дома. Знаменито это село и тем, что по нему проезжал российский император Николай Второй. Правда, чай пил он в Ишиме, а в Колыоне, хоть его и ждали, так и не вышел к жителям — проспал. А особой гордостью колыонцев была первая в Мариинском уезде 3-летняя учительская гимназия.
Но помимо того, что село Колыон знаменито своей историей, оно еще и расположено в красивейшем районе, на реке Колыонке. Чем не место для туристского кемпинга! Однако и оно не освоено никем.
Кстати, в 1996 году на Колыонке нашли череп молодого бизона, который попал в музей Кемеровского государственного университета.
В связи с этой находкой вспомнился рассказ о совершенно диком, почти средневековом отношении местных жителей к своим достопримечательностям. Приехали мы в замечательное село Шестаково Чебулинского района. Здесь я чуть-чуть отступлю от главной истории, чтобы рассказать о том, как нас встречали. Не успели мы выйти из автобуса, как очутились в теплых объятиях фольклорного коллектива “Реченька” из села Курск-Смоленское того же района. Коллектив довольно известный, его знают в Японии, Америке. Песни этих славных бабулек, старшей из которых 87 лет, записаны на диск. Мы с большим удовольствием послушали их выступление, после чего поднялись в музей, где Галина Ивановна Чудова, учитель истории местной школы, показала нам свою частную коллекцию. Надо сказать, очень богатую. Создавалась она в течение 15 лет и основывается в большей степени на находках доисторических ископаемых. В ней есть зуб и хвостовые позвонки динозавра, голова ископаемого с 10-литровое ведро, маленький зубик и череп крокодила, чешуйки рыб, водившихся когда-то в этом месте, где была пресноводная лагуна, — теперь похожих рыб можно встретить в Америке в реке Миссисипи. Нам показали отпечатки секвойи, платана, кипариса в янтаре; челюсть носорога, кости бизона, женские украшения из позвонков осетра и множество прочих интересных предметов, многие из которых были найдены на кладбище мамонтов, находящемся неподалеку от поселка. Мы, конечно же, съездили в то место. Правда, до кладбища не доехали, посмотрели на него издали, зато все просто одурели от красотищи, которая открылась перед глазами. Прелестный луг, где пасутся кони с одной стороны и течет прозрачная речка Кия — с другой.
— Бывает ли здесь кто-то из археологов, туристов и охраняются ли как-то эти места? — спросила я у Галины Ивановны.
— Несколько лет назад, после того как это кладбище обнаружили, сюда стали приезжать разные люди, была даже одна криминальная история, когда новосибирский предприниматель выкопал и продал кости мамонта за рубеж. Приезжали палеонтолог из Москвы, американцы из частного музея штата Колорадо, всякие “самодеятельные археологи”. Потом, к счастью, все поутихло, приезжие, в том числе и браконьеры, перестали нас беспокоить. Я живу здесь недалеко и из своего огорода целый день наблюдаю, чтобы никто не безобразничал. Увижу — начинаю скандалить. Мы столько мусора после “диких туристов” сжигали!
— А не пытались сделать сдесь охраняемый заповедник? Места-то благословенные.
— Да, места для отдыха здесь завидные. Когда-то, в доисторические времена тут были заросли папоротника, в которых прятались травоядные, выше — на яру, бегали динозавры, а сейчас тут шелковая травка и чистая речка…
О заповеднике речь шла. Наш глава области, Аман Тулеев, даже подписал письмо об открытии природного парка. Но что дальше? Просто ужас берет-динозавров нашли, а село угасает на глазах. Никто не хочет помогать. Хуже того, сами люди как-то странно ко всему относятся. Свиньи дохнут — “динозавры виноваты”, наводнение да и вообще что бы ни случилось — тоже их вина.
— Может, вам стоит попытаться получить грант? — предположил кто-то из моих коллег. — Под такое дело тысяч 50 долларов обеспечено.
— Да что вы, они сожгут эти деньги и меня вместе с ними! Народ у нас дикий. Буквально перед вашим приездом шофер мне заявил: “Чихал я на ваших динозавров, мне на покос надо!”. И уехал.

Мы проехали всю Кемеровскую область, намотав на спидометре почти три тысячи километров, но практически в каждом месте, где останавливалась наша экспедиция, меня не покидало чувство нереальности происходящего — люди ходят по золоту, но никто не хочет нагнуться, чтобы поднять его. Об этом я и заявила в интервью областному Кемеровскому телевидению.

Ольга СТРИКУН

Версия для печати   Версия для печати