Новости : Культура
27 ноября 2006 года 19:45 НСК
Фестиваль книжной аутентичности
17- 19 ноября Федеральное агентство по делам печати России обкатало в Новосибирске новый проект под названием «Книжный фестиваль», куда пытались пригласить немалое количество известных в стране писателей и поэтов. Московский аналогичный фестиваль, прошедший летом нынешнего года, собрал 15 тысяч человек. Сколько жителей Новосибирска прошло через ДК Октябрьской революции, пока не известно. Организаторы осторожно говорят: не менее двух тысяч.
Просто презентация
На установочной пресс-конференции проекта Книжного фестиваля говорили люди разных миров.
Один, главный редактор газеты «Книжное обозрение» Андрей Гаврилов говорил о книге как об образе современности.
- Сейчас наиболее актуально стоит задача создания нового образа книги. К сожалению, те механизмы воспроизводства культуры – средняя и высшая школы и общественная молва - формируют образ книги довольно ущербный. О цене на книгу говорят часто, поскольку в этом отношении книга - самый дешевый вид досуга. Образ книги, который сейчас есть образ маргинализирующийся постоянно. Причем, чем умнее книга, тем более маргинализированным выглядит ее читатель. На Книжном фестивале, который прошел в Москве, мы искали спонсорский алкоголь и обзванивали ряд торгующих компаний. Я был потрясен ответом одного менеджера: «На книжном фестивале у вас книжки читают? Но мы-то торгуем элитной водкой, а они, наверное, такую водку не пьют».
Другой, PR-директор "Топ-книги" Вячеслав Ухов, говорил о книге как о товаре:
- Российский рынок запаздывает по сравнению с рынками западными. Но в России уже наблюдается ориентация на прагматическое чтение, рассчитанное на то, чтобы дополнительно что-то узнать или содействовать собственной карьере. Хотя доля художественной литературы сегодня оценивается нами в 30-32 процента.
Андрей Гаврилов говорил о тренде, который хотелось бы видеть результатом реализации проектов проведения Книжных фестивалей по России (в идеале пока планируется проводить в регионов по 5-6 аналогичных больших фестивалей и 10 микро фестивалей):
- Образ книги нуждается в корректировке. Если мы его сдвинем в пользу респектабельного объекта и культурного продукта, то это многое изменить в жизни российского общества. Не исключено, что Указом Президента РФ следующий год может быть объявлен годом чтения. И это правильно. Такое мероприятие уже провела Великобритания и Франция. Испанцы и поляки также энергично движутся в этом направлении.
Вячеслав Ухов говорил о том, как маркетинговые исследования выявляют тенденции в области продаж книг:
- Наблюдается незначительные сокращения людей, покупающих книги. Но одновременно с этим они увеличили свои объемы затрат на покупки. Это статистика последнего полутора десятка лет. Сравнить с Советским периодом, где статистика была довольно корявая, нынешний период трудно.
И те, и другие работали на Книжном фестивале. Одни привезли писателей, которых смогли уговорить выступить в Новосибирске за символические гонорары. Другие привезли книги, какие смогли найти с ориентацией на ту аудиторию, которую можно было ожидать на фестивале.
Просто писательница
«Феминистка, буддистка, психоаналитик , путешественница и просто писательница», - так подавала программка Книжного фестиваля Марию Арбатову. Звучит не хуже, чем «спортсменка, комсомолка и просто красавица».
«Арбатова приехала с новым мужем – каким-то индийским принцем - говорили в кулуарах фестиваля – Вышла замуж за принца и теперь готовится к избирательной кампании». И она действительно появилась в Большом зале с мужчиной чисто индийской национальности и должна была представить свою новую книгу «Дегустация Индии». Но обсуждать свои дегустации Мария Арбатова как-то не очень хотела:
- Я в Индии была в прошлом году. Давайте сразу эту тему обговорим в течении несколько минут. И дальше пусть будут вопросы по более широкой тематике. Я же еще и политикой занимаюсь, да и к тому же психолог. Синдбадоммореходом я чувствую себя довольно глупо.
Почему Мария Арбатова сравнила себя с персонажем «1000 и одной ночи», а не с Афанасием Никитиным осталось неясным, но было уже вполне очевидно, что она делала неоднозначный намек пришедшей публике на то, что с тему Индии вообще не стоит поднимать. И сразу переключила разговор в другое направление.
- В Новосибирске я уже в третий или четвертый раз. В театре «Глобус» тут был довольно-таки хороший спектакль по моей пьесе «Под небом голубым». Кто-нибудь помнит? - адресовала она вопрос залу.
Кто-то вспомнил.
- Я провела здесь чуть ли не месяц и у меня самые сладостные воспоминания. И первый муж у меня отсюда, учился в Сибстрине, пел в каком сибирском хоре.
Но в каком конкретно Мария Арбатова уже не помнила.
- Давайте задавайте вопросы. Будем стараться вдумчиво отвечать.
Но публика так сразу от индийской темы отказываться не желала. И первый вопрос был простой: «Как давно вы стали буддистской»?
Быстро рассказав, что приобщилась к буддизму в одном пакете с музыкой «Битлз» и книгами Судзуки, Мария Арбатова опять попыталась свернуть индийскую тему:
- Я, кстати, написала книжку не столько о б Индии, там довольно много разных дурацких историй, которые не имеют ни малейшего отношения к Индии. Я же работаю над правозащитным полем и в книжках выступаю популяризатором того, как психологически компенсироваться или отстоять свои права - как правильно вести себя в поезде или в ресторане, если тебя обидели на пути из России в Индию.
Феминистка, психоаналитик и просто писательница отчаянно пыталась свернуть разговор в другую тему.
- У меня есть сайт, где я пытаюсь настроить женщин на какие-то общественно-политические ценности, а они там все время пишут: дала – не дала, взяла - не взяла, бросил - не бросил, - пожаловалась Арбатова, - Но есть огромный куст проблем, который мы пытаемся втолкнуть в сознание, что нужно бороться за свои права. Но пока это, к сожалению, реализуется вяло и хило.
Зал явно пригорюнился.
- Я же начинаю свою избирательную кампанию, вспомнила вдруг Мария Арбатова, - Я же в конце концов выиграла свой судебный процесс с программой «Розыгрыш» Первого канала. Не сто тысяч долларов отсудила, но одну тысячу. И хотя меня разыграли довольно мягко, нельзя по телеэкрану показывать даже провокацию на тему избиения женщины, как нельзя показывать суицид. Это вопрос политический.
И зал взорвался аплодисментами.
Просто поэт
Тимур, можете ли вы назвать имена современных поэтов, которые показательны для нашего времени?
Тимур Кибиров был номером первым в программе Книжного фестиваля в Новосибирске. Ему, уже почти ставшему классиком, не удалось бы избежать подобных вопросов. И классик сказал:
- Если говорить о поэтов поколения следующего, но уже сформировавшегося я бы отметил Андрей Родионов, который здесь присутствует. И я всем рекомендую, кто еще не слышал или не читал его. Это по настоящему новое, то, чего лет двадцать назад не было.
Практически уже в это время на первом этаже в камерном зале ДК Октябрьской Революции Андрей Родионов озвучивал свои тексты:
Под яблонями севера Москвы корявыми
Источник святой и Бонаква
И заняты все такими кислыми забавами
Закусывают севера Москвы кривыми яблоками
Прозой и не описать этого удивительного поэта последнего времени, - рассказывал Андрей Гаврилов на установочной пресс-конференции Книжного фестиваля, - Он организатор разного рода активности вместе с недавно ожившим журналом «Крокодил» проводят поэтическом состязании два спаринг партнера. А на Книжном фестивале в поэбоксе сойдутся тяжеловесы - Андрей Родионов и Виктор Иванiв. Кличкам такого не снилось.
У яблони севера Москвы шаурма
Остатки шаурмы на яблонях севера Москвы
Куры-гриль сидят на ветвях севера Москвы
И хурма зреет как некие плоды
«Андрей Родионов – тот еще персонаж, - так подавали организаторы главное, наверное, открытие фестиваля. - Поэт-панк, поэт-радикал, он даже внешне сам по себе специфический образ».
Вечером последнего дня Андрей Радионов столкнулся в местах курения с Георгием Селегеем, Дмитрием Рябовым и Александром Самасюком. Видимо они не знали, кто такой этот панк-поэт. Так и остался Андрей Родионов незамеченным для создателей Панк-Клуба «Новой Сибири».
Руководствуясь словами Иосифа Бродского о том, что поэзия должна идти к читателю и не ждать когда к ней придет читатель, организаторы Книжного фестиваля запустили еще один проект с названием «Открытый стих», отпечатав на флайд-картах 10 стихотворений, написанных разными отечественными поэтами., куда вошли стихотворения от Андрея Вознесенского до Анны Логвиновой, 1981 года рождения. В оргкомитете особо подчеркивают, что когда родилась Анна Логвинова, у Вознесенского кончилось два творческих периода. Говорят, что отбирались произведения Дмитрия Толконогова, Веры Павловой, Елены Файнайловой путем долгих препирательств. Но места для Андрея Родионова в этом проекте не нашлось.
Просто разговор
Могла ли стать разговор о «Писателях и телевидении» популярного автора «Эвакуатора» и поэмы «ЖД» Дмитрия Быкова с не менее известным писателем, автором «Мачо не плачут» Ильей Стоговым, дискуссией, как это было заявлено во всех анонсах. Илья Стогов – сам в прошлом был телеведущим. Дмитрий Быков – в настоящем. Дискуссии, наверное, не получилось, но весело было при обсуждениях тем о цензуре и о том, как раскрутиться молодому писателю.
- Все дело в том, что люди, которые сейчас всем известны, начинали в 90-е годы, - говорит Дмитрий Быков, - И именно тогда о них сложились определенные мнения. Многие до сих пор считают Виктора Ерофеева писателем, а Анатолия Чубайса – прекрасным менеджером. Все имена были сделаны в те годы. Если хотите раскрутиться – отойдите от толпы желающих раскрутиться. И, может быть, в этом одиночестве вас заметят. Пишите искренне и вам хорошо заплатят.
- Что я думаю о цензуре? – вторит Быкову Илья Стогов, Я тут узнал статистику о том, что сейчас в год выходит три миллиона наименований книг. После того, начинаешь понимать, что новые книги писать бессмысленно. Где-то и без вас сидят очкастые гады и пишут, пишут… Три миллиона! Да столько читателей и слушателей нет. Так может цензуре пора авторов прорядить?
Рассуждения о будущем Отечества не могут быть игнорированы такими авторами.
- Ничего с Россией не произойдет, говорит Дмитрий Быков, - Европейский этап во многих отношениях кончился. И не надо становиться тем, что уже давно уже мертво. Надо искать какие- то альтернативные варианты. В утверждении, что в России также плохо, не надо искать противоречия Дело в том, что Россия - страна мазохистская. Нам плохо и за это себя уважаем. Тут вывозили российских писателей в Италию, где все говорили о том, что в стране нет свободы и тому подобное. Но тут встала писательница, хорошо знающая Россию и заявила: Да ваша страна благополучная, а само слово мафия итальянское. Просто для итальянцев ощущение плохого дано для того, чтобы делать свою страну лучше. А для русских – чтобы себя уважать…
- Боюсь, что русский человек ленив и не любопытен, - опять вторит Быкову Илья Стогов, - За это уже пора его бить палками. Никто и никогда ничто не сделает за нас. Петр Мамонов, создатель группы «Звуки Му» жалуется на то, что вот он создал нечто, но некому передавать созданные им образы. Егор Летов, лидер группы «Гражданская оборона» тоже жалуется, что им создано направление, но некому поддержать поднятый им флаг. И точно также сейчас жалуется режиссер Сергей Сокуров, что нет людей, которые могли бы продолжить его дело. Но проблема-то и в том, что никто ничего продолжать не будет. Это их истории.
Только сообщения организаторов о том, что российские олигархи (Альфа-банк, Вексельберг, Абрамович, Кох, торговый дом «ГУМ») учредили ежегодную литературную премию «Большая книга» в размере трех миллионов рублей останавливает разговор. Зал как будто в ступоре от известия.
Молчание прерывает лишь возглас: Когда же у нас будут достойные по размеру поэтические премии?
-Для поэта есть одна премия достойна –Поэт! - восклицает Дмитрий Быков, Чего ж вам более?…
Не пройдет и недели, как Дмитрий Быковполучит три миллиона рублей за своего «Пастернака»...
Просто буфет
Буфет в ДК октябрьской революции до предела аутентичен. Аутентичен 90-м годам. Здесь, кажется, ничего не изменилось с тех времен. Только здесь находится единственное помещение, где можно курить. Здесь посидели герои Книжного фестиваля, а в конце дня поклонник обсуждают, на каком месте сидел Виктор Ерофеев, а где Дмитрий Быков.
- А сегодня Петр Вайль хотел купить бутылку вина и его без очереди пропустили.
Здесь можно выпить и поесть. В ассортименте пельмени, вино и два сорта пива. Но более серьезных напитков нет.
- Лев Рубинштейн сейчас будет петь песни военных и послевоенных лет. Он очень волнуется. Что делать?
- Сейчас кто-нибудь из поклонников сходит в магазин.
И поклонники идут за коньяком в Универсам.
Лев Рубинштейн поет хорошо и душевно. Его исполнение стопроцентно адекватно тому, что когда-то мы слышали. Но, кажется, что герой даже не только и не столько он, а Роман Столяр – известный авангардист и мультиинструменталист.
Концерт кончен, Благодарят Льва Рубинштейн. Но не меньше благодарят и Романа Столяра:
- Роман, ты – герой. Кто мог бы ожидать, что ты такой интересный аккомпаниатор?
- Я предварительно кое-что послушал, - скромно говорит Столяр.
- А ничего удивительно, говорят потом в буфете, - Вспомните, какой аутентичный панковский рок-фестиваль провела новосибирская организация КПРФ на площади Ленина. И было это за день до премьеры оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», сделано в аутентичной манере Теодора Курентзиса, нашего любителя жильных струн на смычковых инструментах. Рок-Сити ежегодно принимает самого аутентичного исполнителя-квартирника 80-х годов Юрия Наумова, законсервировавшегося в своей Америке. Сейчас мы самым аутентичным образом приняли писателей. Новосибирск – вообще столица аутентичности.
Василий ПОЛЕВАНОВ
|