Новости : Политика
10 декабря 2006 года 23:15 НСК
Томскому мэру уже не поздоровилось в процессе о трёх миллионах
В истории с арестом мэра Томска показательно, что со среды, когда правоохранительные органы явились к нему в кабинет, адвокатам явно платили за то, чтобы Александр Макаров ни в коем случае ни сел за решетку в следственный изолятор. Этого не произошло, но адвокаты не спешат комментировать уголовные дела, по которым, скорее всего, ему будет предъявлено обвинение. Вполне естественно было ждать критики в адрес «Единой России», которая, ничтоже сумняшеся, избавилась томского мэра как случайного попутчика. Но она же и может извлечь пользу, если эта история будет воспринята как звонок для тех региональных лидеров, рассматривающих принадлежность к «партии власти» как индульгенцию. Остается только гадать, случай с Александром Макаровым станет ли толчком к возобновлению дискуссии о выборности мэров?
На сегодняшний день ситуация вокруг арестованного мэра Томска складывается так, что средствами массовой информации во многом манипулируют адвокаты. Очевидно, что пока тактика защиты строится только на эксплуатации проблем здоровья Александра Макарова. Самочувствие мэра Томска является одной из главных тем в сообщениях из Томска. Странными были перипетии событий в среду вечером, когда непосредственно в кабинете у мэра появились представители правоохранительных органов, а потом его какими-то сложными путями доставили в кардиоцентр. Затем Александру Макарову публично становится плохо во время судебного заседания, на котором должны были принять решение о взятии его под стражу. Здоровье опять становится коньком, когда журналисты интересуются в каком состоянии задержанный, выясняя, что он «выглядит несколько лучше».
Тут дело не в том, что от прихода правоохранительных органов всем должно быть кайфово. Просто все это напоминает поведение проваливающегося на экзамене студента, объясняющему профессору свое незнание предмета тем, что он «много болел», а реакция СМИ поведение женщины из какого-нибудь комитета солдатских матерей, не желающей отдавать сына на срочную службу, одновременно сетующей на то, что «мужики перевелись». Теперь стали констатировать, что к задержанному не пускают родственников, не задаваясь вопросом: а их вообще-то имеют право пускать? Короче, от всего от этого остается ощущение: не по-мужски строится защита…
Интересно, что пока никто из адвокатов даже не пытался подвергнуть сомнению саму природу потенциально выдвинутых обвинений. А ведь уголовные дела, по которым привлечен мэр Томска, уже озвучены (ч. 2 ст. 285 («злоупотребление должностными полномочиями») и ч. 5 ст. 33 и п. «б» ч. 3 т. 163 УК РФ («соучастие в вымогательстве группой лиц по предварительному сговору с целью получения имущества в особо крупном размере»)). Прокурор Томской области Сергей Панов публично заявил, что под уголовное дело также попала родственница мэра Нина Егоренкова. Что ричатные к делу люди «подозреваются в том, что, используя служебное положение, зависимость предпринимателей от принимаемых решений, вымогали у коммерсантов 3 миллиона рублей за принятие решения по отводу земельного участка, при этом угрожая в случае не передачи денег повреждением или уничтожением их имущества или имущественных комплексов». Защита же в своих публичных выступлениях даже не пытается сказать, что сама возможность обвинения «смехотворна» и не комментирует просочившуюся информацию об изъятых при обыске у мэра Томска и его родственников десятки, а по некоторым источникам, сотни миллионов рублей наличными.
Зато много говорится о том, что судебный процесс, где принимали решение о задержании Александра Макарова, проходил при закрытых дверях. Явно при этом намекая, на некую не публичность всех разбирательств. Даже сама фраза, неоднократно озвученная журналистами о том, что «мэр в принципе был не против присутствия на суде прессы», должна, видимо, говорить, что здесь «не честно играют».
Ясное дело, что в одной из первых досталось партии «Единая Россия», где состоял томский мэр. С одной стороны, местное отделение партии явно поторопилось с исключением из своих рядов человека, которого суд еще не признал виновным. Но этот крест местное отделение будет нести еще долго, как долго еще оно будет расплачиваться за грехи неспособности противостоять местным руководителям, всеми силами стремящимися влезть в организацию, получившую наименование «партия власти». Ведь почти всем ясно, что томский мэр вступал этой осенью в «Единую Россию» из конъюнктурных соображений, называя это «вынужденной необходимостью» чтобы к нему в высших эшелонах «было другое отношение». Он не скрывал, что намерен после мартовских выборов побороться за кресло спикера Областной Думы. А, может быть, находился под впечатлением заведенного в августе этого года уголовного дела в отношении первого вице-мэра Сергея Лазарева, которого обвинили в мошенничестве с муниципальной собственностью.
Но из скандала «Единая Россия» может и выиграть, если для вступивших в нее «из конъюнктурных целей» региональных руководителей станет вполне очевидной одна мысль. Что не только должностные кресла, но и членство в «партии власти» не спасет их, когда придет конкретный следователь с конкретным обвинением в коррупции.
|