Новости : Экономика
19 февраля 2009 года 21:21 НСК
Томские вайшнавы завязли в сельскохозяйственных землях
Миссионерский отдел Томской и Асиновской епархии Русской православной церкви одержал существенную победу, сумев убедить жителей деревни Кандинка выступить на прошедших 16 февраля общественных слушаниях против перезонирования земель сельскохозяйственного назначения. Принятое решение серьезно ограничит строительную инициативу дачному некоммерческому партнерству «Кандинское», которое православные подозревают в планах создания вблизи Томска крупного религиозного поселения, где будут жить не только кришнаиты и вайшнавы, но и сибирские последователи необуддийского учения Оле Нидала.
Общественные слушания, которые состоялись 16 февраля, имели принципиальное значение для будущего деревни Кандинка. От того, останутся ли территории дачного некоммерческого партнерства «Кандинское» в статусе земель сельскохозяйственного назначения, существенно зависели его дальнейшие планы. В конце прошлого года Управление Россельхознадзора по Томской области уже предъявляло дачному партнерству претензии в связи с тем, что оно самовольно возвело здесь капитальные строения.
Однако в «дачных» планах некоммерческого партнерства стали сомневаться православные активисты. Миссионерский отдел Томской епархии РПЦ обнаружил в Интернете объявления томской общины вайшнавов, призывающие переселяться в создаваемое поселение в Кандинке, находящееся в 18 км от Томска. В них сообщалось, что «уже более пятидесяти человек изъявили желание жить в вайшнавском поселении», а «приобретение земельных паев под строительство своего дома» дает гарантию от «отчуждения имущества».
«Дачное товарищество выкупало паи у местных жителей Кандинки, не афишируя свои планы, – заявил «ФедералПресс» глава миссионерского отдела Томской епархии РПЦ Максим Степаненко. – Только после того, как удалось выяснить, что среди учредителей дачного товарищества есть кришнаиты, томское общество «Сознание Кришны» информировало местные власти о некоторых своих планах».
Именно с этого момента началась открытая фаза противостояния православных с кришнаитами. Малочисленность томской кришнаитской общины подтолкнула жителей Томского района к мысли о том, что в Кандинке планируется создание масштабного религиозного поселения для своих адептов из различных регионов Сибири. Православные активисты утверждали, что не менее 30 % нового ащрама должны были переехать из соседней Кемеровской области, а также из Красноярского и Алтайского краев.
В конце прошлого года инициативная группа жителей Калтайского сельского поселения обратилась к губернатору Томской области и прокурору с просьбой остановить строительство. О недопустимости появления кришнаитского поселения у деревни Кандинка под Томском публично высказывался архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, заявивший в январе нынешнего года о необходимости «занять твердую позицию в этом вопросе», чтобы не получить то, чего «нигде нет в России», поскольку везде «секта получала отпор граждан».
Кришнаиты пытались инициировать возбуждение трех уголовных дел против главы миссионерского отдела Томской епархии, обвинив его в «разжигании вражды по религиозному признаку», а также в некорректных высказываниях, где Максим Степаненко называл их «деструктивной сектой, за которой тянется шлейф убийств, грабежей, торговли наркотиками». В ответ православные активисты, ссылаясь на то, что «деятельность секты ограничена в некоторых странах Европы», утверждали, что, строя поселение, дачное партнерство «Кандинское» создает материальную базу для проведения в 2010 году молодежного кришнаитского фестиваля «Кули Мела», на который съезжаются сектанты со всего СНГ.
Впрочем, за словесными баталиями сторон главной проблемой оставался земельный вопрос. «Мы уже давно подали документы на землю, – говорил корреспонденту «ФедералПресс» представитель общины кришнаитов Энвер Измайлов в декабре прошлого года. – Но появились священники, и решение вопроса застопорилось». Приобретя у жителей села паев общей площадью на 4,3 гектара, дачное партнерство «Кандинское» не могло вести активное строительство на землях сельскохозяйственного назначения, а для вывода их из этой категории необходимо было провести общественные слушания.
Прошедшие 16 февраля общественные слушания окончились сокрушительным поражением кришнаитов. Как стало известно «ФедералПресс», только один из 120 жителей Кандинки проголосовал за перезонирование земель.
«Можете не сомневаться, что теперь никто не позволит что-либо сооружать на землях Кандинки, – заявил «ФедералПресс» начальник департамента по культуре Томской области Андрей Кузичкин. – А о строительстве культовых сооружений не может вообще идти речи».
Впрочем, накануне общественных слушаний произошло еще одно событие, которое стоит рассматривать как один из последних жестов отчаяния. 10 февраля в адрес архиепископа Томского и Асиновского Ростислава и губернатора Томской области поступило коллективное письмо от 420 жителей Томска и Северска с жалобой на деятельность руководителя миссионерского отдела Томской епархии Максима Степаненко. В нем авторы обращения призывают Владыку обратить внимание на то, что «миссионерская работа епархии свелась к антисектантской деятельности, граничащей с разжиганием межрелигиозных конфликтов». Кроме того, в письме, на котором стоят подписи преподавателей трех томских вузов (что дало повод некоторым местным СМИ трактовать документ как мнение томской интеллигенции), отмечается, что «деятельность Максима Степаненко подрывает статус Томской епархии в глазах жителей города».
«Губернатор Томской области информирован о появлении обращения, – заявил «ФедералПресс» Андрей Кузичкин. – Он уже дал распоряжение о создании специального экспертного совета по вопросам религии, который должен будет решать религиозные конфликты мирным путем. Предполагается, что в него войдут преподаватели томских вузов в роли экспертов, а также представители различных конфессий и религиозных организаций».
Впрочем, чиновники администрации Томкой области не скрывают раздражения от разгоревшегося в Кандинке религиозного конфликта, в инициировании которого обвиняют Максима Степаненко. «Мы обязаны действовать в соответствии с Конституцией страны, которая гарантирует свободу совести, а действия главы миссионерского отдела Томской епархии действительно можно считать провокационными, – заявил «ФедералПресс» Андрей Кузичкин. – До приезда Максима Степаненко в Томск у нас не было таких проблем».
Предполагается, что в ближайшее время со специальным заявлением о своем видении ситуации выступила Томская и Асиновская епархия. Впрочем, наблюдатели уверены, что Владыке Ростиславу нужно будет проявить волю для того, чтобы не поддаться давлению различных сил и властных структур, в той или иной форме добивающихся отставки и высылки из Томска Максима Степаненко.
© Экспертный канал «ФедералПресс»
|