Эта новость доступна по адресу:
http://www.titoff.ru/news/index.php?id=5887&gid=3
11 февраля 2005 года 12:48 НСК
Арт–группа «Синие носы» была создана осенью 1999 года. Тогда 12 новосибирцев заперлись на четверо суток в бомбоубежище, назвав проект Beyond Time Shelter и посвятив его проблеме выживания художественного мира в постсоветской России. Четверо участников проекта сняли на видео перформансы, персонажи которых носили на носах синие пробки от пластиковых бутылок. Видео показывали на многих международных фестивалях, а за его создателями закрепилось название «Синие носы». В 2002 году один из ее членов Максим Зонов погиб в автокатастрофе, а Дмитрий Булныгин отошел от коллективных проектов. Зато к оставшимся членам группы Вячеславу Мизину и Константину Скотникову присоединился ныне живущий в Москве Александр Шабуров.
В биеннале современного искусства «Диалектика надежды», прошедшей недавно в Москве, новосибирская группа успела принять участие в шести программах, а серия видеоинсталляций «Маленькие человечки», представлявшаяся в основной программе, и вовсе стала хитом. Десять картонных коробок, на дне которых вершится жизнь «маленьких человечков», заняли центральное место в экспозиции. Она развернулась в бывшем Музее Ленина, а живой рекламой проекта послужил двойник Владимира Ильича — актер Александр Карбышев, обычно прогуливающийся по Красной площади для антуража и заработка. «Синие носы» сняли его в видео, прозванном посетителями биеннале «Ленин, переворачивающийся в гробу».
«Наши «человечки» маленькие во всех смыслах — и по величине, и по проявлениям, потому их жизнь комична и абсурдна, — рассказал «Ъ» о творческих достижениях группы Константин Скотников. — Один из них попал в мышеловку — только выберется, как его снова захлопывает. Другой — боксер, постоянно попадающий в нокдаун. Есть инсталляция на грани фола: там девушка непрерывно ест батон, который исчезает в недрах ее тела, выходит из некоего отверстия, и она начинает снова жевать».
В начале февраля господа Мизин, Шабуров и Скотников присутствовали на презентации своих произведений в датском городе Оденсе, в центре современного искусства Kunsthallen Brandts, устроенном в стенах старой текстильной фабрики. Куратор проекта Линн Бургхард выбрала фотоработы из серий «Новые юродивые» и «Маски–шоу», а также пять видоепроекций («Если бы я был Гарри Поттером», «24 перформанса о глобализации», «Вдвоем против мафии» и др.), для демонстрации которых были выстроены пять изолированных боксов. Попадая в черное пространство внутри бокса, зритель оставался наедине с изображением. Только в день открытия персональной выставки «Синих носов» ее посетили более 250 человек, а на церемонии трое художников устроили живой перформанс на улице — палили петардами непосредственно из своих широких штанов. Подобное действо господин Скотников ранее опробовал в новосибирском клубе «Баламут».
К сожалению, ни «Маленьких человечков», ни другие медиапроекты «Синих носов» в Новосибирске представить невозможно, поскольку они высокозатратны, требуют серьезного технического оснащения. Но арт–группа, вдохновленная творческими поездками, сегодня готовится к осуществлению публичной интерактивной акции «Скорая помощь et cetera», цель которой — выяснить, насколько искусство способно помочь зрителям. Предполагается, что в проекте примут участие питерская группа «Что делать?» и многие местные художники. Стартует он 1 апреля в ДК национальных культур имени Геннадия Заволокина.
ИРИНА УЛЬЯНИНА