Эта новость доступна по адресу:
http://www.titoff.ru/news/index.php?id=8163&gid=3
26 декабря 2006 года 21:21 НСК
-- Может кого-то и удивила новость о том, что с тобой заключен контракт, по которому ты будешь заниматься производством саундтрека к снимающемуся фильму «По велению Чингисхана», но только не меня. Прекрасно помню, как летом 2005 года во время ставшего уже легендарным автобусного путешествия с 27 новосибирскими журналистами на фестиваль «Устуу-Хурээ» в Туву, ты заявил, что отныне решил стать самостоятельным музыкальным продюсером. Правда, ты всегда подчеркивал, что собираешься быть музыкальным продюсером в западноевропейском понимании этого термина.
-- Да, действительно. Западное понятие «музыкальный продюсер» несколько отличается от русского. Дело в том, что музыкальный продюсер на Западе - человек, который не обременен задачей поиска денег. Он скорее выполняет функции музыкального редактора и организует подбор музыкантов и исполнителей. Я говорил тогда и повторю сейчас, что мой альбом 2005 года станет последним, сведением которого занимались британцы. Я твёрдо решил быть музыкальным продюсером. Вот только в этом качестве - в качестве аранжировщика и музыкального редактора.
-- Что же произошло такого, что ты высказал своего рода вотум недоверия британским специалистам? Что могло такое случиться, чтобы тебя, музыканта признанного BBC Radio лучшим исполнителем Азиатско-Тихоокеанского региона в жанре World Music, все диски группы которого всегда попадали в верхнюю десятку европейских хит-парадов в жанре World Music, не устроила работа британцев. Тем более что последний альбом «Albert Kuvezin: Re-Covers», вышедший в 2005 году, получил очень хорошую критику. Причем по обе стороны Атлантического океана.
-- Не секрет, что британцы действительно считают себя большими специалистами практически во всех музыкальных сферах. Какое музыкальное направление ни возьми – везде британцы считают себя законодателями моды.
Альбом 2005 года действительно был принят западной публикой очень тепло. Альбом, в котором были предложены некоторые мои трактовки известных музыкальных композиций – от Led Zeppelin и Motorhead до Поля Мориа и Сантаны. Но при его производстве, сведении были практически выкинуты все мои гитарные соло. То, во что было вложено столько души, было просто отправлено в мусорную корзину.
Хотя я, конечно, подозреваю, что значительные музыкальные куски были выкинуты просто из зависти что ли. В сведении участвовали довольно-таки известные музыканты. Не исключено, что их разуму было просто не ведомо, как такое можно сыграть на гитаре.
-- Я понимаю так, что сейчас предложение сделать музыку к фильму «По велению Чингисхана», который снимают по инициативе Министерства культуры Республики Саха-Якутия, попало, как никогда, в точку. Бюджет фильма в 8 миллионов долларов говорит, что нас ожидает блокбастер, режиссером выступает известный театральный деятель Анатолий Борисов. В роли матери Чингисхана снимается уникальная исполнительница Степанида Борисова. В проекте также принимают участие звезда Голливуда Кэрри Хироюки Тагава, народный артист Китайской Народной Республики Ту Мэн, известный спортсмен Олег Тактаров, а также актеры из Монголии, Башкортостана, Хакасии, Бурятии, Якутии и Тувы.
-- Вот только сейчас мы как-то оформили свои отношения со съемочной группой. Контракт был заключен совсем недавно. Но фактически я работаю с кинематографистами последние полгода. На моих глазах происходили съемки, которые летом велись непосредственно в республиках Тува и Хакасия. Огромное количество народа было привлечено к производству фильма в Якутии, Туве и Хакасии. Я думаю, что в результате может получиться нечто эпическое и впечатляющее.
-- Говорят, что ты даже сам снялся в нескольких эпизодах?
-- Я участвовал в эпизоде в качестве представителя свиты Чингисхана. И лишний раз убедился как скрупулезно отнеслись якутские кинематографисты к реконструкции быта эпохи великого императора. Им пришлось практически восстановить реальный костюм воина времен Чингисхана. Весит такой костюм более 30 килограммов.
Что касается моей творческой части, то тут хочется сделать нечто интересное. Не хотелось, чтобы это был просто некий саундтрек, которых сейчас немало. Существует желание действительно сделать качественную музыку к фильму.
Вот, например, задача. Как известно, воины Чингисхана были вооружены стрелами со специальными свистульками. Когда стрелы летели – они свистели. Как воспроизвести звук тысячи летящих и свистящих стрел, которые наверняка производили жуткое психологическое воздействие на противников?
-- Фильм же снимается по одноименному роману Николая Лугинова. В какой части фильм будет соответствовать роману? Какого периода жизни Чингисхана он касается?
-- Фильм затрагивает детство и юность светловолосого Темучина, а заканчивается тем моментом, когда он становится Чингисханом во главе огромной империи . Его роль исполняет актер из Тувинского музыкально-драматического театра Эдуард Ондар.
Зрители увидят и все технические новинки, которые появились в те времена. По ходу действия, например, войско Чингисхана столкнется с противников, значительно превосходящим по силе и численности. Тут мы увидим, как войска Чингисхана изберут принципиально новую тактику борьбы с врагами. На вооружении появятся гигантские луки и стрелы, которые будут пробивать по несколько воинов сразу.
-- А на каком музыкальном материале будет строиться музыка к фильму? Что будет взято за основу – тувинский, монгольский или якутский музыкальный фольклор?
Думаю, что будет использована самая разнообразная музыка народов Сибири, но мы не можем игнорировать того, что именно Якутия дает основные деньги на производство фильма. Кстати, мы совершили несколько экспедиций по отдаленным улусам Якутии для сбора самого разнообразного музыкального материала. Все это дало толчок для еще одного проекта, который я сейчас будут развивать. Поездки по глубинкам Якутии зародили мысль: заниматься этим постоянно для того, чтобы разыскивать в различных отдаленных местах талантливых молодых исполнителей.
-- Но кажется, что Альберт Кувезин в принципе и так этим занимался? Не было еще ни одного сезона, чтобы в составе группы «Ят-Ха» не появлялся новый молодой перспективный музыкант.
-- Сейчас я бы хотел, чтобы это превратилось в систему. Проект уже получил название Yat-Kha Juniors. Молодых и талантливых исполнителей с периферии мы могли бы представлять в частности на своем сайте Yat-Kha.com.
-- С трудом можно представить мальчика из Бурятии или Хакасии, который решил бы принять участие в каком либо проекте типа Народный артист или Фабрика звезд
-- «Ят-Ха» как достаточно раскрученная на Западе марка могла молниеносно продвигать молодых к мировой славе, встраивая их в .контекст мирового исполнительского искусства. Но работа с молодыми, проживающими в отдаленных уголках Сибири, дала основание для еще одного проекта. Поездки лишь укрепили меня в мысли, что нужна систематическая работа по сохранения творчества различных малочисленных сибирских и северных народов.
Все мы знаем, что существует Академия наук, представители которой занимались и занимаются записями и сохранением творчества малых народов. Ученые ездят в экспедиции, записывают исполнителей, потом издают музыкальные и иные сборники. Но все это, как правило, остается мало известно широкой публике Мы же сейчас готовимся к серии экспедиций, целью которых будет сбор музыкального и фольклорного материала малочисленных народов Севера, который не хочется складывать в долгий ящик, а сделать предметом мирового достояния.
Новосибирский обозреватель, N 95